МБДОУ-детский сад комбинированного вида "Теремок"
Консультация для родителей на тему: « Морально-этическое воспитание дошкольника»
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется во всех видах деятельности и на протяжении всего дошкольного возраста. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. По этому тема работы очень актуальна сегодня. Главной задачей морально-этического воспитания, является формирование нравственного сознания личности, через усвоение ребенком общепринятых моральных ценностей, убеждений, норм и принципов формирования нравственных качеств, навыков и привычек культурного поведения. В риод дошкольного детства особое внимание я уделяю воспитанию чувств детей. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их вчатлительность, яркость воображения, подражательность, дагоги воспитывают у детей рвые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма. С расширением нравственного опыта и освоением нравственных представлений в более старшем дошкольном возрасте, расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства…В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям. Анализируя прочитанную литературу по проблемам морально-нравственного воспитания показал, что значение терминов “этика” и “мораль” в течение длительного времени отождествлялись. В процессе историко-культурного развития мораль начали понимать как реальные явления (нравы общества, устоявшиеся нормы поведения, оценочные представления о добре, зле, справедливости и т.д.). Этику же определяют как науку, изучающую мораль. Исходя из этого, нравственное воспитание рассматривается как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и формирование привычек и навыков нравственного поведения человека, а нравственное воспитание – как целенаправленное формирование у детей этических норм, формул общения и правил поведения принятых в обществе. В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной замкнутости», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми. Таким образом, анализируя этот вышеизложенный аспект о развитии нравственных качеств и чувств я выделила для своей работы с детьми, теорию, с помощью которой определила некоторые средства для плодотворного воспитания нравственного развития детей. Среди которых необходимо указать: художественные средства, природу, собственную деятельность детей, общение, окружающую обстановку. 1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Для себя я выделила некоторые методы нравственного воспитания.
- методы формирования навыков и привычек поведения;
2. Методы Формирования нравственных представлений, суждений. оценок включают:
3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы – вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.
С помощью целенаправленно и конкретно поставленных перед собой задач, и методов в работе по нравственному воспитанию , я к окончанию дошкольного возраста, выпуском из дошкольного учереждения перед школой, наблюдаю сформированные навыки нравственно-этического и морального поведения. В младшем дошкольном возрасте детей приучала к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжала формировать привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др. 10 октября 2014 в 10:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.