МБДОУ-детский сад комбинированного вида "Теремок"

Консультация для родителей на тему: « Морально-этическое воспитание дошкольника»


С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется во всех видах деятельности и на протяжении всего дошкольного возраста. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. По этому тема работы очень актуальна сегодня.

Главной задачей морально-этического воспитания, является формирование нравственного сознания личности, через усвоение ребенком общепринятых моральных ценностей, убеждений, норм и принципов формирования нравственных качеств, навыков и привычек культурного поведения.

 В риод дошкольного детства особое внимание я уделяю воспитанию чувств детей. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их вчатлительность, яркость воображения, подражательность, дагоги воспитывают у детей рвые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма. С расширением нравственного опыта и освоением нравственных представлений  в более старшем дошкольном возрасте, расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства…В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям.

Анализируя прочитанную литературу по проблемам морально-нравственного воспитания показал, что значение терминов “этика” и “мораль” в течение длительного времени отождествлялись. В процессе историко-культурного развития мораль начали понимать как реальные явления (нравы общества, устоявшиеся нормы поведения, оценочные представления о добре, зле, справедливости и т.д.). Этику же определяют как науку, изучающую мораль. Исходя из этого, нравственное воспитание рассматривается как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и формирование привычек и навыков нравственного поведения человека, а нравственное воспитание – как целенаправленное формирование у детей этических норм, формул общения и правил поведения принятых в обществе.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной замкнутости», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми. Таким образом, анализируя этот вышеизложенный аспект о развитии нравственных качеств и чувств я выделила для своей работы с  детьми,  теорию,  с помощью которой определила некоторые средства для плодотворного воспитания нравственного развития детей. Среди которых необходимо указать: художественные средства, природу, собственную деятельность детей, общение, окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана  доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

 

 Для себя я выделила некоторые методы нравственного воспитания.
Методы нравственного воспитания дошкольников старалась применять не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

- методы формирования навыков и привычек поведения;

- методы Формирования нравственных представлений, суждений, сценок;

- методы коррекции поведения.

1. Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.

 

2. Методы Формирования нравственных представлений, суждений. оценок включают:

- беседы на этические темы,

- чтение художественной литературы,

­

- рассказ,

- рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций ,презентаций;

- метод убеждения.

3. Методы коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы – вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие Педагогические требования:

1. Поощрять нужно своевременно и умело.

2. Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.

5. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

С помощью целенаправленно и конкретно поставленных перед собой  задач,  и методов в работе по нравственному воспитанию , я к окончанию дошкольного возраста,  выпуском из дошкольного учереждения перед школой,  наблюдаю сформированные навыки нравственно-этического и морального поведения. В младшем дошкольном возрасте детей приучала к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжала  формировать привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.

10 октября 2014 в 10:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.